Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

 

Как уберечь ребенка от травм?

Травмы среди детей, к сожалению, встречаются достаточно часто и имеют много особенностей. 

У детей от 3 до 12 лет появляются новые интересы, формируется свое “я”. Любознательность с отсутствием необходимого жизненного опыта и навыков, неумение реально оценить опасность, стремление быстро все сделать нередко приводят к несчастным случаям. Подростки в своих действиях пытаются подражать старшим, «совершают» героические поступки, которые бы свидетельствовали об их храбрости. Недостаточно правильная оценка своих поступков, самоуверенность и хвастовство приводят к опасным для здоровья действиям. Чтобы доказать свою смелость и приобрести авторитет, подростки, не задумываясь над последствиями, часто переходят улицу в опасных местах, цепляются за машины, влезают на пожарные лестницы на крыши высоких домов. 

Мышцы нежны, кости эластичны, богаты водой и содержат в себе мало солей. Надкостница толще и более пластична. Поэтому у детей быстрее заживляются раны, возобновляется деятельность органов, чем у взрослых. 

Чаще всего встречается бытовой травматизм.

Бытовой травматизм - это повреждения, которые дети получили дома: в квартире, во дворе или в саду. Повреждения при этом самые разнообразные, но опаснейшие из них это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты. 

Причины бытового травматизма разнообразны, и значительную роль при этом играет недостаточный присмотр родителей. Такие, казалось бы на первый взгляд, пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, становятся причиной травм, а иногда и смерти. Это же касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестницы. За свою неосторожность родители иногда достаточно дорого расплачиваются.

У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами. Они подвижны и несдержанные, безоглядно озорничают. Но при этом редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является несокрушимым барьером. Следовательно, дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг во дворе со своими сверстниками: катаются на велосипедах, самокатах, санках, влезают на деревья, влезают в открытые люки, на лестницы. Поэтому необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты, перила лестницы, неисправные велосипеды тоже очень опасны. Особенно опасными для детей являются не ограждённые участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с высоты - балконов, лестниц, деревьев, что тоже приводит к тяжелым травмам. 

Дети среднего и школьного возраста хотят подражать своим героям из кинофильмов и мультфильмов, которые им нравятся. Они с увлечением играют в войну, ковбоев, с удовольствием преодолевают препятствия, демонстрируя при этом свою отвагу, ловкость, силу. Это все нередко приводит к беде. В наше время везде в быту пользуются газом и электроэнергией, а неумелое обращение с приборами тоже становится причиной несчастных случаев. Дети иногда хватаются за неизолированные провода, обнаженные контакты электропроводов, вставляют в розетки булавки, гвозди и нередко получают ожоги и повреждения тканей тела. 

Принципы предотвращения бытового травматизма разнообразны, но главным и самым надежным из них является постоянное беспокойство взрослых о безопасности детей дома. Старшие систематически должны воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, особенно при обращении с огнем и опасными приборами. Нужно предостерегать детей от озорства на балконах, лестницах, деревьях. Вместе с тем родители ни в коем случае не должны запрещать детям играть в подвижные игры, сковывать их непрерывными запретами и ограничениями: все нужно делать умеренно, чтобы не оскорбить и не унизить ребенка. С малышами нужно быть постоянно настороже, устранять с их пути опасные предметы. Старшим детям нужно постоянно объяснять о той опасности, которую несут в себе необдуманные поступки, доказывать ошибочность их представлений о героизме. Помогут родителям в этом удачно подобранная литература, кинофильмы, телепередачи. В профилактике детского травматизма большую роль играют учителя, воспитатели, работники городских и районных санитарно-эпидемических станций, жилищных управлений, сельских советов, милиции. Они осуществляют постоянный присмотр за состоянием территории жилищных массивов, школьных и дошкольных заведений, за соблюдением правил безопасности при проведении ремонтных и строительных работ. 

Наивысший процент смертности после полученных травм от автомашин, автобусов,  поездов и других видов транспорта. И опять же, главными причинами является отсутствие присмотра за детьми на улице, по пути к школе, а также в часы досуга. Приводит к этому незнание детьми правил уличного движения, нарушение правил пользования транспортом. Чрезвычайно опасно кататься детям на велосипедах, мопедах, мотороллерах, скутерах, если они не сдали соответствующих экзаменов на права вождения. Взрослым ни на мгновение нельзя забывать, что дети склонны подражать им. Если ребенок видит, что старшие нарушают правила уличного движения, легкомысленно относятся к общепринятым рекомендациям, то от ребенка напрасно требовать чего-то другого, потому что ребенок прежде всего берет пример с взрослых. Лишь совместные усилия родителей, учителей, воспитателей, работников общественных организаций смогут обеспечить позитивный эффект в борьбе с транспортным травматизмом.

Учить правила уличного движения дети должны с преддошкольного возраста, а также дошкольного, то есть в яслях, и детских садиках. Занятия проводят воспитатели и медицинский персонал, обычно в тесном контакте с родителями. Формы работы могут быть самые разнообразные: прогулки, экскурсии по городу, беседы, игры и другое. Во время прогулок и экскурсий воспитатель обращает внимание детей на интенсивность уличного движения и поведение на улице. Учеников младших классов необходимо приучать ходить только по тротуарам с правой стороны, обращать внимание на сигнал “берегись автомобиля”. В тех местах, где нет тротуаров, двигаться нужно по левой стороне улицы навстречу транспорту.

Среди смертности от травматизма утопление занимает одно из первых мест. Это может произойти как летом, так и зимой. Главной причиной утопления является неумение плавать, незнание особенностей водоемов, при прыжках в воду большую опасность приносят подводные скалы, камни. Зимой дети тонут, проваливаясь под лед при катании на коньках, или переходя через водоемы. Главную роль в предотвращении несчастных случаев на воде играют общества спасания на воде и другие общественные организации. Они отвечают за то, чтобы для купания детей были отведены специально огражденные места, но даже в таких местах дети должны быть под пристальным контролем. Все опасные места для купания должны быть ограждены и установлены предупредительные знаки. Зимой дороги, пригодные для переезда через реку или озеро, тоже должны обозначаться. Взрослые обязаны категорически запрещать детям кататься на коньках, санках по тонкому льду.

Краткий алгоритм действий:

Описание: Описание: Утопление. Первая помощь при утоплении

 

Убедись, что тебе ничто не угрожает. Извлеки пострадавшего из воды. (При подозрении на перелом позвоночника — вытаскивай пострадавшего на доске или щите.

Описание: Описание: Утопление. Первая помощь при утоплении

 

Уложи пострадавшего животом на свое колено, дай воде стечь из дыхательных путей. Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. Очисти полость рта от посторонних предметов (слизь, рвотные массы и т.п.).
Вызови (самостоятельно или с помощью окружающих) «скорую помощь».

Описание: Описание: Утопление. Первая помощь при утоплении

 

Определи наличие пульса на сонных артериях, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания.

Описание: Описание: Утопление. Первая помощь при утоплении

 

Если пульс, дыхание и реакция зрачков на свет отсутствуют — немедленно приступай к сердечно-легочной реанимации. Продолжай реанимацию до прибытия медицинского персонала или до восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения.

Описание: Описание: Утопление. Первая помощь при утоплении

 

После восстановления дыхания и сердечной деятельности придай пострадавшему устойчивое боковое положение. Укрой и согрей его. Обеспечь постоянный контроль за состоянием!

 

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ